Одной из самых популярных достопримечательностей Хакассии является Большой Салбыкский курган. Его непременно посещает практически каждый турист, приезжающий в республику. Туристов, как правило, сопровождают экскурсоводы, рассказывающие о этом и других мегалитах. Однако их рассказы не слишком достоверны из-за малой изученности этого древнего объекта. Однако недавно Леонид Марсадолов, научный сотрудник Эрмитажа, издал книгу “Большой Салбыкский курган в Хакасии”, содержащую немало интересных сведений об этом загадочном сооружении.
Большой Салбыкский курган не зря называют «сибирским Стоунхенджем». Он является самым большим мегалитом в регионе. Распложен курган на расстоянии в 60 километров от Абакана, на северо-западе. Поскольку в месте, где находится Салбыкский курган, расположено еще 14 подобных величественных гробниц, где покоятся предводители древних царств, находившихся в районе Среднего Енисея. Салбык – один из самых крупных, и был построен примерно 2 тысяч лет назад людьми, принадлежавшими к тагарской культуре. Так (по названию Тагарского острова на реке Енисей) археологи называют племена, которые в I тысячелетии д.н.э. обитали в Хакасско-Минусинско-Мариинской лесостепи.
Эта культура до сих пор хранит немало загадок. Так, ученые еще не смогли установить точно, когда же именно зародились и угасли эти племена. Также никто не знает, и, скорее всего, уже не узнает, как эти люди называли себя, и как называли их страну представители других народов. Известно, что тагарские племена были оседлыми, занимались обработкой бронзы, скотоводством и земледелием. Их элитой были воины, из рядов которых выходили вожди, управлявшие как отдельными племенами, так и целыми их союзами. Такие союзы можно назвать прообразом древнейших государств. Эти племена хоронили своих лидеров в огромной роскоши, возводя пышные курганы, не хуже тех, что строили скифы в Причерноморье или кочевые племена в Азии.
Впервые в записях Салбыкский курган упоминается в 1739 году, когда его посетил академик Г.Ф. Миллер. Однако, к сожалению, к тому моменту курган уже был разграблен местными крестьянами, т.н. буграми. Спустя почти два века, в 1899 году, мегалит исследовал И.Т. Савенков (именно ему принадлежит памятная надпись на самом крупном камне из составляющих ограду кургана). Позднее исторический объект изучали и другие археологи, однако начинать раскопки не решались, полагая, что при огромных затратах добьются очень незначительных результатов (ведь курган уже был разграблен).
К его изучению приступили лишь в 50-х годах 20-го века, когда археологу С.В. Киселеву удалось организовать раскопки. Он руководил работами с 1954 по 1956 годы. Ученым удалось обнаружить еще одну ограду, из дерева, внутри каменной. Вход в Салбык перекрывала стена из плитняка, который был использован и для окончания строительства ограды. Внутри находился семейный склеп, представляющий собой большой сруб из лиственниц, завернутых в бересту. В нем были захоронены семь мужчин и женщин. В центре склепа были найдены останки старого воина, который, судя по переломам костей, умер насильственной смертью. Также был найден скрытый подземный ход, который вел к перекрытию могилы. Возле него исследователи нашли еще два скелета мужчин – они были слугами захороненных в кургане. Скорее всего, их убили во время погребальной церемонии. Кроме того, были найдены следы и других человеческих жертвоприношений, совершенных при строительстве Салбыка: под угловыми стелами ограды обнаружили останки четырех человек, среди которых был и ребенок. Помимо скелетов, в склепе были лишь осколки керамических изделий и небольшой нож из бронзы: усыпальница была разграблена, причем дважды, с помощью шедшего сверху хода. Первый раз грабители проникли в нее еще в древние времена, второй раз там побывали уже бурги.
В первую очередь ученые уделяли внимание конструкции Салбыкского кургана. Когда строительство было завершено, он представлял собой усеченную пирамиду, в высоту имевшую примерно 25-30 метров. Такой солидный курган наверняка возвели для очень влиятельного человека и членов его семьи. По расчетам Киселева, строительство этого огромного мегалита длилось несколько лет, и участие в нем принимали сотни, а то и тысячи человек. Громадные плиты, которые использовали для его возведения, привозили из каменоломен, находившихся в нескольких десятках километров от места строительства. Что интересно, все стелы, что были установлены на Салбыке, ориентированы точно на восток. А в небольшом забутке между плитами ученые нашли жернов ручной мельницы. Все эти открытия заставили археологов кардинально пересмотреть свои взгляды на уровень развития тагарского общества в III веке до н.э. (именно тогда, по предположению Киселева, и был возведен Салбыкский курган). Ранее исследователи полагали, что племена эти находились на уровне первобытнообщинного строя.
К сожалению, Киселев опубликовал лишь малую часть результатов своих тщательных исследований. Позднее, в 1959 году, антрополог Залкинд провел измерения нескольких найденных в кургане черепов, отметив, что они имеют европеоидные черты с небольшой примесью монголоидных.
Исследования древнего кургана были возобновлены лишь в конце 20-го века. Они проводились с периодичностью в два года с 1992 по 1998 годы, а также в 2008 и 2010 годах. Работала на кургане экспедиция Государственного Эрмитажа, руководителем которой являлся Леонид Марсадолов. Во время экспедиций был снова снят план ограды Салбыка. Очень тщательно были исследованы каменные плиты и выкладки, находящиеся за оградой кургана. Они не были зафиксированы экспедицией, которую возглавлял Киселев. Чтобы определить точный возраст мегалита, ученые взяли образцы дерева для проведения дендрохронологичесокго и радиоуглеродного анализа. Во время изучения кургана также был проведен целый ряд археологических, геологических, астрономических, геофизических, метрологических и топографических работ. Было проведено детальное исследование плит, составлявших ограду кургана, прослежена связь мегалита с ландшафтом, а также решены и другие важные исследовательские задачи. Также Марсадолов тщательно изучил все данные, полученные Киселевым.
В своей книге (к сожалению, вышедшей тиражом всего в 300 экземпляров и потому очень редкой) Марсадолов приводит и другие, практически сенсационные открытия, которые до него никто не описывал. В результате всех проведенных исследований Леониду Марсадолову удалось уточнить датировку строительства кургана (по его расчетам, но был возведен в V веке до н.э.) а также проследить основные этапы его возведения и описать весь процесс строительства в своем основательном труде.