Меня давно привлекают легенды о старых подземельях, расположенных под Волгоградом. Назывались выходы катакомб в районе речушки Пионерка, Царица, на Центральной набережной, на улицах Пушкина и Советской. Их ищут до сих пор, используя рассказы старожилов.
Портал в иное время
Не так давно в местных и центральных СМИ промелькнула заметка о сталинградском подростке, который из 1944 года попадал примерно, в год 1903-1905-й. Вот фрагмент этой заметки, написанной со слов племянницы этого человека Ларисы Соломенцевой:
«Эта удивительная история произошла с моим дядей летом 1944 года, но нам он поведал о ней совсем недавно. Мой дядя, тогда 12-летний пацан, играл в прятки с соседскими детьми недалеко от Волги, в районе старых грузовых причалов. Вокруг стояли полуразрушенные дома, земля была изрыта воронками, оставшимися от проходивших здесь боев.
Оставив одного из мальчишек водить, дядя с друзьями побежал прятаться в развалинах. Он еле протиснулся в трещину фу1щамента старого дома и оказался в подвале. В одной из стен зиял проем. Пройдя несколько метров в темноте, он понял, что коридор поворачивает, и вскоре увидел впереди рассеянный дневной свет. Мальчишка побежал вперед и обнаружил, что выход из коридора зарос густым кустарником.
Раздвинув ветки руками, он оторопел: на месте разрушенных пристаней стояли целые, а возле них швартовались колесные пароходы. На деревянных мостках возле кирпичных складов сгрудилось несколько возов, полных рыбы. Это была очень странная для того голодного времени картина.
...Голод взял свое, и паренек стал спускаться туда, где стояли телеги, а в тени одной из них обедали мужчина и женщина. Та заметила голодный взгляд пацана и, позвав, дала полкраюхи темного хлеба и две вяленые воблы, а мужчина сунул ему в ладонь монетку. Счастливый, парнишка сломя голову помчался вверх по склону, высматривая заветный лаз.
Пройдя по темному коридору в обратном направлении и выбравшись из подвала, он подошел к обрыву над Волгой и посмотрел вниз. Там все было по-прежнему: разрушенные постройки, воронки, груды битого кирпича. Подошли остальные ребята и, увидев в руках товарища столько еды, очень удивились. Дядя им все рассказал и показал монету. Оказалось, что это была новенькая копейка 1903 года!
Сейчас на месте, где все это произошло, стоит ресторан «Нептун». Л монету дядя подарил мне, и я ее бережно храню», т так закончился рассказ Соломенцевой.
Семь самосвалов - в бездну...
Мы, конечно, побывали в районе бывшего дома купца Голдобина, но никаких входов в подземелье не обнаружили.
Зато беседы с коренными волгоградцами кое чем дополнили картину. Особенно впечатлил рассказ Розы Михайлиной, работавшей в 70-х годах завхозом в волгоградской школе № 9 по улице Пушкина.
- Примерно в 1977 году мы делали ремонт, - вспоминает она, - и вдруг обнаружили провал в одной из подсобок у входа в школу. Позвали плотников, а те в растерянности дескать, провал глубокий, и надо сначала засыпать его, а уж потом ремонтировать пол. Пригнали самосвал с керамзитом -содержимое ухнуло как в прорву. Заказали вторую, третью машину... По-моему, 7 самосвалов высыпали - и как в бездну. Ну, тогда настелили доски поверх дыры и закрыли подсобку навсегда-Волгоградская яснови-дящая Эллина Глазунова вроде бы подтверждает наличие неизвестных подземелий в черте города. Рассказывает, что проникала своим астральным зрением в катакомбы в Красноармейском районе близ Бекетовки, а также в Центральном районе, где расположена улица Советская. Якобы видела полутораметровой ширины ходы высотой немногим более роста человека, тускло освещенные, с земляными стенками. Ходы кое-где перегорожены деревянными дверями, обшитыми «вагонкой», с круглыми ручками. Обнаруживала небольшие комнатки, оборудованные как лаборатории, то есть с какой-то аппаратурой -но ее словам, «не старой». Однажды, пройдя сквозь двери, увидела у аппаратов группу людей в черных костюмах и белых рубашках...
- От сильного страха я проснулась... - вспоминает Эллина, - точнее, вернулась в свое физическое тело, и, понятно, видение исчезло. Но у меня осталось ощущение, что подземелья обитаемы...
Путешествие по подземной реке
Фотограф и опытный диггер Максим Кучеров немало рассказывал мне о подземном Волгограде, но его путешествия были в основном по тоннелям, построенным уже в наше время. Это «ливнев-ки», мелкие речки, взятые в бетон, бомбоубежища... Одно описание меня весьма заинтересовало.
- Представляете, в Кировском районе мы наткнулись на огромную полость из бетона, высотой метров в пятнадцать, длиной около 50 метров, - рассказывал Максим. - Ну, словно подземный храм или техническое сооружение на случай войны...
Он вызвался нас проводить, и недавно небольшая исследовательская группа прошла тем путем.
Бетонный ход в балке речушки Купороска; мы в касках и резиновых бахилах, па шлемах фонари, как у спелеологов. Через сотню метров узкое бетонное кольцо расширяется, и можно идти в полный рост по бетонному тоннелю. Высота чуть более двух метров, ширина полтора метра, под ногами поток прозрачной холодной воды. Сталактиты на потолке из цементно-известковых капель. Тронешь - рассыпаются.
Мы прошли по подземной реке более полутора километров, когда проход расширился и лучи фонарей потерялись в туманной вышине. Помещение выглядело огромным, фотовспышка не пробивала расстошше до свода. Но это не храм и не спецубежище. Скорее всего, над нами проходит дорога или железнодорожные пути, и сооружение служит своего рода мостом. Конечно, оно может использоваться в виде укрытия, наподобие штаба генерала Родимцева в районе Красного Октября, обнаруженного недавно, но никакой тайны тут нет. И лучше бы не думать о новой войне, не накликать бы ее ненароком...