Джозеф Харрингтон (Joseph Harrington) из университета Центральной Флориды (University of Central Florida) и Брэд Хансен (Brad M. Hansen) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA) впервые сумели определить перепад температур между дневными и ночными сторонами планеты, вращающейся вокруг другой звезды.
Использовав возможности орбитального инфракрасного телескопа Spitzer, они получили уникальные данные о планете Эпсилон Андромеды b. Звезда Эпсилон Андромеды удалена от нас на 44 с лишним световых года. Её планета обращается по очень короткой орбите — это так называемый "горячий Юпитер". При этом планета Эпсилон Андромеды b всегда обращена к своему солнцу одной стороной.
Понятно, что дневная сторона газового гиганта очень сильно нагрета (до 1650 градусов Цельсия). Но прежние модели предсказывали, что ночная сторона также будет довольно горячей — из-за конвекции атмосферы, переносящей сильными ветрами тепло с дневной стороны.
Измерив ИК-излучение от планеты в пяти разных точках её орбиты, когда по отношению к земному наблюдателю Эпсилон Андромеды b поворачивалась разными сторонами, авторы работы определили, что разница температур дневной и ночной стороны очень и очень велика.
А это значит, что предсказанный конвективный перенос тепла на этой планете слаб, и большая часть тепловой энергии, получаемой этим "Юпитером" от своего солнца, сразу "переизлучается" обратно в космос.
Это достижение астрономов очень впечатляет, если учесть, насколько излучение от планеты слабее излучения от её родительской звезды. Новые данные должны помочь учёным в понимании поведения атмосфер "горячих Юпитеров" и планетарных атмосфер в целом.
Узнайте о другой интересной работе по отлавливанию инфракрасного излучения далёких планет, проводившейся также при помощи Spitzer. Кстати, в том же материале приведён первый снимок экстрасолнечной планеты.