Мотивация учеников, проводя в школе дистанционные олимпиады - очень сложное дело, которое подвластно не каждому учителю. Учитель, который ищет на уроке пути мотивировать своих воспитанников всегда понятен ученику, и они неосознанно включаются в тот поиск, который задает сам учитель, потому что на самом деле, если учитель приходит с готовым рецептом, ученики это чувствуют. Когда учитель стал находится в процессе поиска, в процессе открытия, то это учеников конечно не может не затронуть. Конечно, они не могут это не почувствовать и конечно будут они подражать творческому началу учителя. Молодые учителя, которые приходят в школу порой своим задором и энергетикой отвлекают учеников больше, чем учителя заслужили. Может быть потому здесь кроется причина ажиотажа вокруг молодых учителей, потому что они находятся в поиске восприятия.
Необходимо рассмотреть процесс подготовки к олимпиаде по английскому языку с точки зрения мотивированности учеников. В заданиях любой олимпиады есть текстовый раздел. Чтобы правильно ответить на вопросы олимпиады, необходимо быть знакомым с произведением, из которого взять отрывок текста. Первый этап – это этап, на котором происходит общение с произведением или процесс узнавания. Точно также, как мы узнаём незнакомого человека, ученики за секунду или несколько секунд составляют о нём представления. Точно также мы составляем представление о тексте после первоначального прочтения. Это наше первое приблизительное представление. На этой ноте важно выявить потенциал учителю, важно знать, кто в классе, как дети восприняли текст. Ведь действительное восприятие текста — это активная деятельность, в которой огромную роль играет положительная мотивация, потребность и интересы. Необходимо помочь ученикам быть творцами собственного текста.
Так технология проблемного обучения имеет ряд свойств, обусловленных природой искусства. И вот как раз читательское восприятие является средством создания проблемной ситуации на уроке. Разность читательского восприятия может служить началом поиска, может служить началом вопроса, иметь разные ассоциативные поля. Выявление их направления тоже поможет сформулировать учителю вопрос иллюстрации. Дистанционная олимпиада по английскому языку и подобные мероприятия - это всё тоже является средством создания проблемной ситуации на уроке и, конечно же, проблемная ситуация будет зависеть от рода произведения, от жанра произведения. В силу специфики произведения разных жанров в рамках той или иной технологии важен анализ.